windsurfing.su

Кто придумал виндсерфинг?


В 1966 году калифорнийский яхтсмен Хойл Швейцер, который занимался финансами в Legal Billing Systems, Inc. вместе со своей прекрасной женой Дианой (Hoyle and Diana Schweitzer) сделали первую парусную доску. На этапе проектирования, Хойл обратился за помощью к своему другу и большому умнице Джиму Дрейку (James R. Drake), который будучи известным аэро и гидродинамиком, еще в 1961 году начал публикации о новой концепции управления парусом без руля, и к тому же имел богатый опыт работы в корпорации Рэнд (RAND Corporation). В итоге их совместной работы появилась парусная доска, которая конструктивно представляла именно то, на чем мы сейчас катаемся – доску для виндсерфинга. Кстати, первая опубликованная картинка виндсерфинга, практически в том виде, что был позднее запатентован, появилась в 1961 году и принадлежит Джиму Дрейку.



Новый спортивный снаряд представлял собой, собственно доску, на которой стоял спортсмен, со швертом и плавником, шарнирно прикрепленный к доске треугольный парус на мачте и гик, охватывающий парус с обеих сторон, за который спортсмен держался. Старт-шкот для подъема паруса тоже уже был. За годы поменялись материалы, добавились петли и прочие мелочи, шверт стал необязательным, но конструкция по сей день осталась неизменной, ибо это и было главным достижением великих людей.

Они же придумали название – Виндсерфер (Windsurfer).

Все бы ничего, если бы дело закончилось чисто академическим интересом, Но Хойл и Джим в американских традициях свободного предпринимательства, создали в 1968 году компанию Windsurfing International inc. в южной Калифорнии. Целью была защита авторских прав, а также популяризация, производство и продажа нового снаряда.

Первый патент, поданный в 1968 году компания не смогла зарегистрировать потому, что шарнирно прикрепленный к доске парус уже был придуман до того Ньюманом Дарби (Newman Darby). Однако Дарби предлагал совсем другой снаряд – ромбический парус и гик только с одной стороны. Да и доски у него не было, катание происходило на прямоугольной фанере, лежащей на двух автомобильных камерах. В конце концов, патентный суд разобрался, где виолончель, а где яичница и 6-го января 1970 года Джим и Хойл получили патент за номером US-3487800. Получается, что в 2010 году будет аккурат сорок лет с той даты.

К этому времени «Виндсерфер» представлял собой вполне удобный снаряд. На таком и сейчас вполне можно кататься. Алюминиевая мачта и гик, дакроновый парус 6.5 м? с окном и латами, узкая доска с убирающимся швертом и плавником, универсальный шарнир крепления мачты, стартшкот. Собственно, когда в 1984 году олимпийский комитет сделал виндсерфинг олимпийским спортом и принял монотип Windglider Остермана (Fred Ostermann), это был один в один виндсерфер Дрейка-Швейцера.

Мне говорят: «Ну, как же так, Дарби первый придумал шарнирно прикреплять парус!» На это я отвечаю вот что: «можно очень близко подойти к открытию и, в конце концов, его не сделать». Так и случилось с Ньюманом Дарби. К сожалению, он так и не догадался использовать известный в парусном мире вариант охватывающего гика – Уишбон (wishbone) и взять за основу косой, бермудский парус. А в жизни, как патентном праве – чуть-чуть не считается. С таким же успехом мы можем считать создателем виндсерфинга Петра Первого, который на Плещеевом озере, раскрывал кафтан и ездил стоя в лодке без руля и ветрил. А что, это идея не хуже других :)

Идея Ньюмана начиналась с того, что он попытался буксировать доску за воздушным змеем. А уже потом, решил прикрепить змей к доске. Так что можно его еще и первым кайтером назвать.

А еще, Ньюман Дарби, придумав свой снаряд, чуть ли не в сороковых годах, сидел на попе ровно, буквально до тех пор, пока не обнаружил, что грядет индустрия парусных досок. Единственно, что он сделал, так это опубликовал свою конструкцию в американском журнале «Популярная наука» (Popular Science) в 1965 году. В то время, как Джим с Хойлом не только придумали идеальную конструкцию, но еще и развивали этот спорт, что было сил. Правда, в 1973 году Джим передал все патентные права Хойлу.

А случилось это так. Компания «Виндсерфинг Интернейшнл» агрессивно внедряла «Виндсерфер» по всему миру. Естественно, что другие бизнесмены искали способ, как бы не платить патентные гонорары создателям. Оспаривание патента превратилось в постоянное судебное разбирательство. Передав свои права Хойлу, Дрейк избавился от заботы участвовать во всех этих юридических уголовностях.

Собственно, отсюда и пошли все эти легенды, будто виндсерфинг изобрели еще до Дрейка с Хойлом. В 1983 году, компания «Свис борд» (Swiss board), известная ныне, как Mistral вытянула на свет божий пыльную и уже давно почившую идею Дарби. Европейский суд вернулся к тому разбирательству, что американский суд однозначно решил еще 13 лет назад. Несмотря на то, что компания Дарби индастриес Инк. (Darby Industries Inc) в 1970-м году разорилась, так как покупать доски с ромбическими парусами народ не стремился, суд тянулся пару лет и в конце концов признал первенство Джима Дрейка с Хойлом Швейцерем.

В том же 1983 году в австралийский суд был подан иск Ричардом Истью (Richard Eastaugh). Дело в том, что в далеком безоблачном детстве, когда Ричи было 10 лет, то есть в 1946 году, он придумал поставить на каное треугольный парус с охватывающим гиком, который он вместе со своими младшими братьями делали, расщепляя бамбуковый ствол. На таких «каное» из оцинкованных корыт, которых было сделано штук двадцать, Ричи с братьями рассекали воды речки Сван (Swan River) в Перте вплоть до 1949 года, пока им не надоело. Однако у них не было шарнирного крепления мачты к судну. Ну, и сами понимаете, что каное из корыта, это не совсем доска. Суд остался на стороне «Виндсерфинг Интернейшнл».

Ушлые корпоративные адвокаты не гнушались ничем, и в поисках основы для иска, выкапывали новые и новые прецеденты. В большинстве случаев основания для исков были настолько смехотворны, что даже не доходили до суда. Но в 1985 году английская компания «Табур Марина» (Tabur Marine), ныне известная как Бикспорт (Bicsport), предложила суду историю английского паренька по имени Питер Чилверс (Peter Chilvers), который, якобы еще в 1958 году на юге Англии изготовил и использовал снаряд полностью соответствующий описанию «Виндсерфера». Как доказательства, были предоставлены видеосъемки и фотографии, где парень катался на почти точной копии парусной доски версии Дрейка-Хойла. Новость моментально облетела весь мир и вызвала шок: «А виндсерфинг-то изобрели англичане!».

Скандальное судебное разбирательство довольно быстро завершилось в пользу «Виндсерфинг Интернейшнл». Экспертиза показала, что снимки с гиком охватывающем парус с двух сторон были сделаны после того, как появились первые «Виндсерферы». Однако, Питер действительно в 1958 году изобрел похожий снаряд. Правда, гик был в виде палки, торчащей из мачты, а парус крепился к свободному концу этой палки. В итоге доска получилась одногалсовой. То есть на ней можно было идти только в одну сторону. Для смены галса, было необходимо перевязать гик с другой стороны паруса. Согласитесь, что это мало похоже на современный виндсерфинг.

В 1987 году закончился срок патента, принадлежащего Хойлу Швейцеру. Чуть позднее компания «Виндсерфинг Интернейшнл», существовавшая, к тому времени, только патентными сборами, прекратила свою деятельность. А виндсерфинг остался и продолжает развиваться благодаря многим новым технологиям и идеям. Но, это все та же доска с парусом, на которой мы катаемся. Именно ее придумали два веселых и великих человека.


alt

 

Анонсы новостей

Выполнение судоремонтных работ

В 2017 году на территории Калининградской области было образовано ООО «Альфа-Континент», основной целью которого является выполнение судоремонтных работ специалистами компании по заказам судоремонтных предприятий. В зависимости от категории ремонта и типа судов, а также от устройства и оборудования цехов судоремонтные предприятия делятся на судоремонтные заводы, судоремонтные мастерские и ремонтно-эксплуатационные базы. Каждое судоремонтное предприятие представляет собой совокупность промышленных сооружений, технологического и другого оборудования. Оно должно иметь соответствующую территорию, акваторию для размещения судов, соответствующие цехи, судоподъемные сооружения, энергетическое, складское, транспортное хозяйство. На территории предприятия обычно располагаются все промышленные сооружения. Территория должна иметь достаточную причальную линию для расстановки судов. 

Читать полностью...



Copyright 2009 windsurfing.su


Яндекс.Метрика